Из опыта эксплуатации мультиротора F550 от DJI, столкнулся с рядом трудностей. Первая проблема возникла с транспортировкой модели. Вторая связана с малой грузоподъемностью и возможностью расширения. Поискав в интернете, обратил внимание на линейку складных рам IronMan от компании Tarot. Свой выбор остановил на 680 карбоновой модели. Есть еще вариант из алюминия, но он тяжелее на 100 грамм. Конечно это не самая последняя модель данного размера, но она мне показалась наиболее практичной. Почему не выбрал обновленную раму FY690S, потому что она оснащается, по моему мнению, хлипкими пластиковыми мотор-маунтами.
После пары недель ожидания посылка успешно приехала. При получении обратил внимание, что упаковка какая-то мятая и уж слишком много налеплено скотча, с одной стороны заклеено красным, с другой стороны зеленым с маркировкой ММПО.
Оказалось, что упаковка вскрывалась, доблестные работники просто разрезали коробку сбоку ножом, тоже самое проделали и с коробкой мультиротора.
Внутренняя упаковка с виду не нарушена, голографическая наклейка на месте.
Но когда стал открывать, то «из дырочки в правом боку» все и вывалилось.
Открыто было варварским методом.
Видно было, что данная посылка чем-то заинтересовала, ну или проводились плановые мероприятия у таможенников пулковского терминала.
Сразу возник вопрос, а не нарушена ли комплектность?
Вот что находилось в коробке. Инструкция по сборке, половинки рамы, шесть лучей, складные ноги, 4 трубки толщиной 10 мм для ног и навесного оборудования, пакет с крепежом и площадками для моторов, упаковка стикеров и липучкой. Также были приложены запасные защелки и поворотный механизм.
Половинки рамы предварительно собраны, но для стационарных лучей крепеж не установлен, поэтому разбирать все равно придется. Все уложено по пакетикам, часть пакетов запечатана, а часть закрыта степлером.
Основная пластина, как и основания под моторы, сделаны все-таки не из карбона, больше похоже на текстолит.
Разобрал все до винтика. Очень расстроился по поводу качества крепежа. Мелкие винты нужно менять все, мои шестигранные отвертки и ключи прокручиваются в шлице, короче Китай — он есть Китай. На основании были установлены только защелки.
Крепеж направляющих для подвесного оборудования необходимо установить на нижнюю половину рамы, иначе до винтов будет не добраться.
Так же установил крепеж для складных ног и скобы для стационарных лучей.
Далее разместил лучи. Поворотные механизмы на лучах были уже установлены, но винты нужно проверять, у меня они были не затянуты и без фиксатора резьбы.
Установил верхнюю пластину, предварительно собрал площадку под электронику.
Прикрутил ноги, но одна нога почему-то все время болталась. Стал разбираться в причинах. Винт в поворотном механизме складывания ног оказался установленным с перекосом.
Ноги были предварительно собранными, и я подумал, что просто криво завернули винт. Дело оказалось во втулке, при отливке сместилась, благо запасную деталь дали. Плюс ко всему ключ не фиксируется в шлице, выворачивать приходилось плоскогубцами.
Опоры к ногам крепятся т-образными пластиковыми переходниками. В одной была проблема с литьем, карбоновую трубку было не вставить, пришлось напильником поработать.
Установка мотор-маунтов на лучи, тоже оказалась не простой операцией. Сначала было не понятно, а зачем в отдельном пакете пластиковые шайбы оранжевого и голубого цвета. Попытавшись завернуть без них, выяснил, что длины резьбы винтов не хватает для надежной фиксации конструкции на луче. Плюс ко всему, толи резьба нарезана криво, толи отверстия в скобах несоосные, и чтобы завернуть винты, приходилось переворачивать одну из половинок скобы. С первого раза удавалось состыковать детали как надо в единичных случаях. В основном эта мера помогала, но до идеала конечно далеко из-за низкого качества обработки деталей.
На рисунке видно, что детали имеют разный оттенок — нижняя более насыщенного цвета. То же самое касается деталей синего цвета.
Вес голой рамы получился 680 грамм, правда, на нее я установил дополнительный держатель для аккумуляторов.
Так выглядит рама в сложенном состоянии.
Дополнительный держатель для аккумулятора устанавливается на трубки для подвесного оборудования. Это достаточно удобно при регулировке центра тяжести при уравновешивании модели.
Что касается подвеса для камеры, то его оказалось не так-то просто прикрутить к данной раме. Либо снимать направляющие, стойки подвеса попадают как раз на трубки, либо делать еще один бутерброд. Временное решение было найдено следующее, но оно именно лишь для настройки.
На растяжение эти демпфера не работают, их можно использовать только на сжатие.
Если на трубках делать площадку, а к ней уже крепить подвес, в таком случае не хватает длинны ног.
Что касается электроники. К сожалению, из-за проблем в hobbyking-e все подвисло. Например, посылка с контроллером болтается где-то без трека уже больше месяца.
Предполагал укомплектовать раму следующей электроникой:
Контроллер APM 2.5.2 Автопилот HKPilot Mega V2.5 USB/GYRO/ACC/MAG/BARO
Моторы 3508 700кв Бесколлекторный, 14-полюсный двигатель 3508-700KV Turnigy Multistar для многороторных систем.
Регуляторы 30А 3-4S
Отмечу минусы
Качество крепежа на низком уровне, особенно у винтов с резьбой М2,5. Я купил несколько пакетиков крепежа от DJI.
Некоторые пластиковые детали имеют брак, в поворотном механизме винт заворачивается под углом. В т-образный соединитель было не вставить без обработки напильником карбоновую трубку.
Такое ощущение, что металлические детали держателей моторов из разных партий, изготовленных в разное время. У них проблема с соосностью отверстий и оттенок краски отличается.
Вес рамы оказался больше, чем было заявлено производителем.
Общее впечатление.
Несмотря на эти недостатки, рама очень понравилась. Конечно, винты подпортили общее впечатление от сборки. Поиск и покупка нужных по размеру привела к дополнительным тратам, так как пришлось заменить около 40 шт. Мне показался очень удобным механизм складывания лучей и ног. Защелки сделаны из эластичного пластика, пока они справляются со своей задачей. Хотя в интернете есть обновленный вариант защелок белого цвета. Лучи надежно фиксируются в рабочем положении, нет никаких люфтов. Для фиксации ног есть элегантное решение с фиксатором, но я подумываю об установке ретрактов, например таких Комплект серворектрактов (размер 44мм x 41мм) (2шт.) .
Также предполагаю заказать пару карбоновых трубок, которые используются для лучей 16х14х333мм. С помощью них удлинню ноги. Для установки подвеса требуется приобретение дополнительных держателей на направляющие трубки для навесного оборудования.