Наконец-то приехала заказанная аппаратура Futaba T14SG.
Упаковано традиционно для Esprit Model Система радиоуправления Futaba 2.4ГГц T14SGA/SGH, с приемником R7008SB со всех сторон засыпано фигурным пенопластом. Но даже это не спасло упаковку от повреждений, как видно на фото, углы коробки замялись. На удивление коробка достаточно маленькая, например в коробке от моей 10CHG были предусмотрены места для сервоприводов, тут поставка с сервами не предполагается.
Трепетный момент вскрытия коробки.
В пенопластовой коробке все уложено плотненько.
Что в комплекте:
- 1. Пульт;
2. Приемник R7008;
3. Инструкция;
4. Блок питания;
5. Ремешок;
6. Выключатель борта;
7. Отвертка;
8. Адаптер для фиксации литиевого аккумулятора;
NiMh аккумулятор.
Футаба на данный момент продает аппаратуру с расположением стиков mode 2. Зачастую во многих интернет-магазинах об этом стараются вообще не говорить. Но так как я пользуюсь аппаратурой в 1 моде, то пришлось ее настраивать под себя.
В инструкции тоже ничего не сказано, как правильно это сделать, как будто все летают исключительно в mode 2.
Снимаем заднюю крышку, для этого выкручиваем обычной крестовой отверткой четыре винта по углам пульта и два винта с помощью 3 мм шестигранника у антенны. Снимаем кожух антенны, после чего снимаем всю заднюю стенку. Резиновые вставки сзади и сбоков снимать не обязательно, они нужны для регулировки жесткости стиков.
Под крышкой все красиво и аккуратно.
Переставляем металлическую скобу и пластиковый колпачек с правого на левый стик. Соответственно пинцетом снимаем пружину и рычаг, переставляем их с левого на правый стик. Проверяем движение стиков.
Собираем в обратном порядке. Переходим в меню «SYSTEM MENU» – «H/W SET» – «STICK MODE»
Далее рекомендую удалить все имеющиеся модели, создать новую, перейти в servo monitor и проверить каналы.
Несколько фотографий 10СHG и 14SGH.
Визуально четырнадцатая крупнее. Глянцевая поверхность более маркая, сразу видны жирные следы.
Матовая поверхность десятки более практичная.
По толщине тоже, 14-ая более выпуклая сверху и торчит подставка сзади.
Между верхними переключателям расстояние больше у новой модели.
Антенна у 14-ой совсем маленькая – 6 сантиметров.
Рельефное основание и резиновые накладки под руки у 14SG обеспечивают удобство и надежность. Хотя я никогда не замечал, чтобы 10-ка у меня из рук вываливалась.
Аккумуляторы разные. У 10CHG питание от 9 до 12 вольт, а у 14SG – от 6 до 8 вольт. В 10-ке я считаю было более удобно, к тому же есть большой выбор аккумуляторов. В 14-ой плоская сборка, имеющиеся у меня lipo аккумуляторы не влезают. Аккумулятора NiMh хватает на час непрерывной работы. Наличие слота для SD-карт памяти позволяет прошивать пульт и хранить/переносить настройки моделей.
Что касается дисплея, конечно в 10-ке он крупнее 8,5 см x 4 см и разрешение выше 160 x 72 пикселя. В 14-ой он 7 см x 4 см с разрешением 128 x 64 пикселя.
Кнопки «Home/exit» и «User menu/servo monitor» у 14SG люфтят и создают неприятное впечатление. Сенсорное управление требует некоторого привыкания. Отсутствие джойстика заставляет листать все параметры по кругу, а не переходить от одного к другому в произвольном порядке. Правая рука постоянно попадает на сенсор, вызывая ту или иную команду.
Стики практически одинаковые, слышал мнение, что колодцы достаточно глубокие, но если сравнивать с 10-кой, то они одинаковые. У меня не возникло дискомфорта. Жесткость стиков такая же. Производитель выставляет максимальную жесткость, поэтому всегда можно убавить, достаточно снять две резиновые накладки.
Переключатели у 14SG тоже с подвохом. SF и SH обозначены как трехпозиционные, а на деле только двух. В то время как SF переключается, то SH только нажимается. Непонятно зачем людей вводить в заблуждение. Расстояние до переключателей удобное, как на моей 10CHG.
Наличие русско-язычного интерфейса является плюсом, но я привык к английскому, мне так удобнее.
В 14SG имеется возможность вывода телеметрии на экран пульта. Приемник, идущий в комплекте с пультом, R7008SB без подключения каких либо датчиков позволяет отслеживать напряжение борта и силовой батареи.
Чтобы получать сведения о силовом аккумуляторе достаточно подключить два провода к батарее с помощью провода с разъемом Micro JST Connector plug 1.25 2-Pin.
Для вертолетов производитель рекомендует использовать 12 канальный режим для сопряжения приемника, а скорость обновления данных телеметрии установить не чаще 1 раза в секунду. Если настроить обновление данных чаще, то возможны сбои при работе в высокоскоростном режиме. Уровень сигнала приемника показывает в виде антенны с тремя градациями значения: слабый, средний и высокий.
Что понравилось, так это система предупреждений. Теперь в передатчике есть возможность установить вибрацию на событие. Например, при падении напряжения до установленного предела, пульт подает звуковой сигнал и вибрирует.
Зимой в теплом чехле не нужно опасаться, что пропустите звуковой сигнал от таймера. Звуковой сигнал теперь можно отключить, в 10-ке постоянное пиканье во время настроек очень раздражало. Разъем для наушников говорит о задумках на будущее, оснастить аппаратуру голосовым сообщениям.
На задней панели, под резиновой крышкой находится разъем тренера и гнездо для настройки SBus сервоприводов.
Подводя итоги выделю ряд минусов, на которые я обратил внимание:
-раньше можно было выбрать при покупке радиоуправления моду, теперь на официальном сайте (http://futaba-rc.com/systems/futk9410-14sg/index.html) указан только один вариант — mode 2. Соответственно, кому требуется 1 мода, должны разбирать пульт.
— качество материалов практически одинаковое, а вот качество изготовления имеет огрехи.
— кнопки перехода в меню болтаются.
— стык двух пластмассовых деталей над экраном светится от подсветки дисплея.
— дисплей мелковат, наблюдается перегруженность страниц с информацией из-за высокого функционала.
— тумблеры обозначены трехпозиционной маркировкой, а установлены двухпозиционные. Мне очень не хватает джойстика как в 10-ке.
— по удобству работы с меню 14SG и 10CHG сравнивать сложно, так как они разные, мне гораздо привычнее и удобнее меню в 10-ке.
— копеечный провод для приемника с разъемом micro JST 1,25 у футабы стоит приличных денег, как впрочем и остальные датчики.
Из плюсов следует отметить следующее:
— возможность настройки предупреждений, в том числе наличие оповещения вибрацией.
— настройка SBus сервоприводов осуществляется прямо с пульта.
— долгожданная телеметрия не будет интересна FPV-шникам, а контроль за силовой батареей думаю, будет востребован.
— поддержка трех протоколов расширяет спектр приемников от бюджетных до телеметрийных (FASSTest, FASST и S-FHSS).
В целом Futaba 14SG произвела положительное впечатление. Теперь предстоит все настроить и проверить ее в работе.