Телеметрия от Футабы. GPS датчик SBS-01G.

Наверное, самый интересный у Футабы датчик телеметрии – это Futaba Telemetry Sensor GPS SBS-01G http://www.parkflyer.ru/38737/product/815797 . В спецификации указано GPS/Altitude sensor (from atmospheric pressure) with Vario meter, таким образом, становится понятно, что тут по сути два сенсора в одном корпусе, GPS и баро-датчик.

Заказал его через Паркфлаер в американском интернет-магазине Esprit Model.

Традиционно для Футабы, все ее компоненты приходят в пластиковых коробках, SBS-01G не исключение.

В коробке находится датчик, инструкция, липучка и наклейки с идентификатором.

Приемник с телеметрией FASSTest у меня на вертолете уже установлен, поэтому выбор платформы определен. Хоть я и считаю, что GPS на вертолете излишество, но так как приемник уже настроен, то тестировать буду на Trex-e. В будущем предполагаю данный датчик установить на самолете, там он будет актуальнее.

Подключается GPS к порту SBus2. Провод у датчика совсем короткий, около 10 сантиметров. Поэтому расположить его нормально без удлинителей или разветвителей не удастся. Кстати все датчики подключаются к одному порту, для этого производитель предлагает специальные концентраторы, например такой Futaba S.Bus Hub with Cable 500mm Вместо концентратора можно использовать обычный разветвитель для сервоприводов, что обойдется значительно дешевле.

Прежде чем выполнять настройки, я предварительно создал копию модели в памяти пульта. Также я рекомендую копировать настройки моделей на карту памяти, в случае чего их всегда можно загрузить в память пульта. Настраивать стал уже копию, чтобы не сбить настройки в рабочей модели.

Переводим приемник в четырнадцати канальный режим (14CH Mode). После смены режима потребуется выполнить заново сопряжение приемника с пультом.

Для вертолета я использовал двенадцати канальный режим (12CH Mode), в нем функции телеметрии и количество каналов урезаны в сторону повышения скорости. В дневнике я уже писал о рекомендациях производителя и функциях телеметрии для вертолета http://www.parkflyer.ru/38737/blogs/view_entry/1967/

После смены режима, в меню телеметрии появились недоступные ранее страницы. Для вывода информации с GPS предусмотрена третья страница. Но на ней все показатели пусты или равны нулям. Оказывается датчики нужно регистрировать. Вначале я не заметил маленькой бумажки с номерами, оказывается это идентификационный номер (id) сенсора.

На обратной стороне пластикового корпуса находится такой же номер.

Регистрация достаточно простая, заходим в Linkage Menu и выбираем Sensor.

В предложенном списке находим SBS-01G и напротив него в поле, отмеченном пятью прочерками, вводим id.

После успешной настройки датчика данные в окне телеметрии ожили.

При включении питания датчик инициализируется и мигает красным индикатором. Информацию о количестве спутников можно получить на страницах отображающих расстояние (Distance) и скорость (Speed). В верхней части экрана появляется символ G с тремя градациями. После инициализации сенсора индикатор мигает зеленым, индикатор G не отображает ни одного деления. После получения данных со спутника зеленый светодиод горит постоянно и индикатор G начинает показывать деления.

В инструкции на пульт и на датчик об этом всего одна строчка, в которой рекомендуется дождаться трех делений. Можно только догадываться, что одно деление это минимальное количество спутников, три деления — максимальное количество. Безусловно, максимальная точность позиционирования будет только при максимально большом количестве спутников.

Пульт Futaba T14SG не показывает непосредственно координаты расположения модели, а отображает расстояние относительно точки инициализации.

Несколько раз наблюдал, что при включении модели, она как бы смещалась на несколько метров, хотя модель находилась неподвижно. Это связано с тем, что фиксация точки взлета происходит с меньшим количеством спутников, когда точность позиционирования ниже.

  

Можно выбрать один из двух режимов определения расстояния до модели: по земле (Surface) или по прямой (Slant).

  

Скорость определяется по сигналу со спутника, о чем свидетельствует индикатор G.

  

В окне телеметрии Speed отображается текущая скорость модели, а также фиксируется максимальная скорость модели.

Можно задать предупреждения при падении и/или превышении заданных пределов. Для самолета актуально задать минимальную скорость.

Высота определяется по встроенному датчику давления. Использование баро-датчика позволяет получать более точные значения, нежели через данные со спутников.

 

Также можно задать пределы, по умолчанию верхняя граница составляет 200 метров, а нижняя -50 метров. Если задать выше нуля нижнюю границу, то при взлете и посадке будет включаться предупреждение.

На экране отображается минимальное значение высоты, по идее оно должно быть равно нулю, но бывает и со знаком минус.

Скорость подъема или снижения отображается на экране Vario. Соответственно скорость подъема отображается со знаком плюс, а снижение – с минусом.

  

Для скорости подъема, как и для других параметров, можно указать пределы для оповещения. Для скорости снижения устанавливается еще и звуковой сигнал.

Приведу для большей ясности видео тестового полета с установленным датчиком GPS.

Сделал несколько фотографий на четвертой минуте полета.  На странице отображающей телеметрию с датчика SBS-01G, видим текущие значения. Расстояние до модели 11 метров, скорость перемещения модели 7 км/ч, высота 6 метров, скорость снижения модели 2 м/сек.

Максимальное расстояние, на которое модель удалялась, составило 47 метров. Максимальная скорость 36 км/ч, когда вертолет висел неподвижно то скорость равна нулю.

 

Текущая высота по барометрическому датчику составляла 3 метра, максимальная высота 32 метра. Скорость подъема 4 м/c, а снижения 2 м/c.

 
Многие спросят, зачем нужен этот сенсор?

Можно указать границы, за которые модель не должна вылетать. Для этого выставляем оповещение на расстояние в 500 метров и высоту, где нижний предел 100 метров, а верхний – 500. Это позволит заблаговременно получать оповещение о выходе из зоны видимости и/или зоны уверенной связи.

Задать минимальную скорость. Например, зная крейсерскую скорость модели, указать ее в качестве минимальной. А также установить предельное значение скорости снижения.

Думаю, что датчик будет полезен как для визуальных полетов, так и для полетов по камере. В очках будет трудно воспринимать предупреждения через вибрацию, но летая по монитору, не сложно будет перевести взгляд на пульт.