Futaba 10CHG


Желание проверить дальность работы аппаратуры возникло в результате последних событий, произошедших неделю назад. Полет самолета с автопилотом, неожиданно прервался. На высоте 100 метров модель завалилась на крыло и, вращаясь по спирали, упала.

Долго я искал объяснение, думал, может причина в самом автопилоте, которым оснащен самолет, например, не так отработал команду или ошибка в полетном задании. В своем дневнике я уже писал об автопилоте от HobbyKing-а F-TEK 31 AP http://www.parkflyer.ru/38737/blogs/view_entry/1456/.

Но после детального исследования параметров по лог файлам в наземной станции, обратил внимание, что произошло переключение режима с полета по точкам на полет в точку взлета (RTH).

И тут стало все понятно, так как я режимы полета не переключал, значит приемник при потере сигнала перешел в режим FailSafe (F/S), но отработал его неправильно. Моя ошибка была в том, что я не установил по каналам элерона, рудера и элеватора значения равные 0, а оставил значение Nor. В нормале приемник запоминает уровень сигнала перед потерей сигнала. Таким образом можно было избежать падения, самолет должен был выровняться и лететь на точку взлета.

В тот момент на самолете был установлен приемник Corona R8FA. Ранее таких фокусов за ним не было замечено, но и нужно сказать, что на дальние расстояния в ручном режиме я не летал.

В результате я решил проверить в пределах прямой видимости поведение нескольких оригинальных приемников R6208SB Futaba R6208SB FASST 2.4GHz Serial Bus Receiver (S.Bus) High Voltage R6202SBW Futaba R6202SBW FASST 2.4GHz Dual Serial Bus Receiver (S.Bus) и конечно китайского приемника Corona R8FA Приёмник Corona R8FA 2.4ГГц FASST совместимый с Futaba 2.4Ghz FASST.

В качестве передатчика будет выступать мой проверенный временем пульт Futaba 10CHG. Все приемники сопряжены с пультом в режиме Multi-CH.

В моем пульте, в качестве базовой функции, имеется функция «SERVO MONITOR» (Монитор сервоприводов), с помощью которого можно провести тестирование сервоприводов. Для запуска тестирования сервоприводов у параметра «TEST» переключаем значение в положение «ON», сервоприводы начинают циклически отклоняться.

 

Для экспериментов разместил сразу три приемника на листе фанеры, запитав их от одного источника питания через регулятор напряжения (BEC), во второй канал каждого приемника подсоединил по одному сервоприводу Hitec 82MG. Для визуального наблюдения на них поставил качалки. На фанере все закрепил на толстый двухсторонний скотч.

Антенны на приемниках расположил под углом 90 градусов, без перекрещивания, соблюдая рекомендации производителя. Усы на фанере зафиксировал так же скотчем.

Пульт радиоуправления я разместил на высоте 2.5 метра. Антенна на пульте расположена параллельно земле и перпендикулярно к направлению моего перемещения с исследуемыми приемниками. Такое расположение антенны рекомендовано самим производителем аппаратуры.

Поле в длину достаточно большое 1,5 км. Передатчик хорошо просматривается по прямой в выбранном мной направлении. Расстояние я определял с помощью GPS приемника Garmin. Место расположения трансмиттера было отправной точкой, далее я расставлял точки при появлении потери пакетов информации и при пропадании сигнала у исследуемых приемников.

Стенд я нес на высоте 1,5 метров от земли, постепенно удаляясь от передатчика сигнала.

Уже на отметке 389 метров индикатор на приемнике Corona стал вспыхивать красным светом, что свидетельствовало о потере пакетов, сервопривод рывками перемещался вслед за изменением сигнала. На протяжении следующей сотни метров он терял пакеты с информацией, после чего и вовсе потерял сигнал. Индикатор у ресивера Corona постоянно загорелся красным, сервопривод остановился. Приемник больше сигнал не подхватил.

Два оригинальных приемника продолжали работать. В то время как R6208SB начал подмигивал красным индикатором, R6202SBW устойчиво работал, о чем свидетельствовал зеленый светодиод.

Конечно, меня расстроили результаты теста. Особенно я ожидал большего от R6208SB, так как мне для самолета требуется не менее 8 каналов.

От китайского приемника я ожидал подвоха, но не такого, разница оказалась в три раза по сравнению с оригинальным приемником R6202SBW — 389 и 1220 метров соответственно. Приведенные расстояния соответствуют началу потери информационных пакетов приемниками. Ресивер R6202SBW продолжал работать хоть и с потерей информации, только вот из-за размеров поля не было возможности проверить, где же он совсем потеряет сигнал.

Конечно, тестирование вдоль поверхности земли дает не совсем корректный результат, дальность работы систем радиоуправления по воздух обычно больше, но в случае с приемником Corona оказалась примерно одинаковой, судя по логам с модели, 400 метров для него это предел. Помню, на официальном сайте встречалась информация, что футабовский ресивер гарантированно работал на 1,8 км. Думаю, что на модели расстояние будет близкое, если судить по результатам наземных испытаний.

Совсем недавно, еще до происшествия с самолетом, я заказал еще один китайский приемник — FrSky TFR8 http://www.parkflyer.ru/38737/product/440773. Посылка уже едет, и появляются сомнения в правильности сделанного мной выбора. После получения приемника обязательно проведу сравнительные испытания на дальность по той же методике.